85% налогоплательщиков на упрощенной системе налогообложения достигают потолка в 10 млн руб. и там остаются. Это не 150 млн, не 200 млн и не 250 млн, где мы постоянно ведем дискуссию о плавном переходе. Формально на 10 млн руб. нет никаких повышенных ставок налогов. А основная масса налогоплательщиков почему-то не идет дальше. И это явление мне кажется очень важным для анализа. Это выдержка из интервью главы ФНС Д. Егорова корреспондентам РБК в ноябре 2023 года.
На самом деле Д. Егоров отметил очень серьезную проблему предпринимателей.
Таких примеров в нашей практике довольно много.
Компания занимается продажей запчастей к иномаркам, выросла на льготном режиме ЕНВД. Отменили этот спец режим, а собственник не перестроился и не готов был к увеличению налоговой нагрузке и решению тех проблем, которые появились со сменой налогового режима. Ему было ДОСТАТОЧНО 1-2 млн дивидендов в квартал и ничего больше он менять не хотел. Все попытки наёмного директора к увеличению доходности и прибыли натыкались на глухое сопротивление собственника. Он все предложения рассматривал по 2-3 месяца, иногда за это время предложение теряло актуальность. Доходность бизнеса застряла в районе 250 млн. руб. в год.
Еще пример. Два предпринимателя ИП занимаются строительством дачных домиков и бань. У них своеобразная модель бизнеса, но сейчас не о ней. У них также последние три года потолок доходности 30 млн. руб. у каждого ИП. И они не задумываются о росте доходности. На вопрос какую планируете доходность? Отвечают – а нас и так все устраивает.
Третий пример. Компания в 2005 году была ключевым игроком на рынке электрических щитков. Сейчас она в аутсайдерах рынка. Почему? Потому что, достигнув определенной суммы выручки собственник понял, что с дальнейшим расширением будут возникать сложности: с набором персонала, увеличением покупателей и т.д.
Так что же мешает собственникам? Почему достигнув какой-то величины выручки он успокаивается? Перестает ставить другие более амбициозные цели?
Вижу несколько причин:
1. Что бы дальше рос бизнес нужно измениться самому собственнику, изучать маркетинг, понимать какие изменения произойдут в компании по мере роста, быть готовым к ним и понимать, как ими управлять. А на это надо тратить своё время и деньги. И задают себе собственники вопрос – а надо ли мне это?
2. Есть еще такая успокоенность: Я себе все доказал. Я состоялся как предприниматель. Мне всё понятно, я всё контролирую. Мне хватает. Возвращаемся к пункту 1.
3. Страх делегирования управления своим бизнесом наёмным директорам. Тут тот самый случай из пословицы «и сам не ам и другим не дам». На чём основан страх? Это мой бизнес, я его выстрадал и тут кто-то придёт и будет им управлять лучше, чем я? Не бывать этому.
А давайте на это посмотрим с другого угла. Альпинист собирается покорить гору - двухтысячник. Собирается, тренируется, амуницию приобретает, маршрут выстраивает, группу единомышленников собирает. Наконец, приезжают к подножию горы, начинают восхождение и на высоте 500 метров он выдает своей команде: ребята, я много чего сделал для того, чтобы сюда дойти. Но я тут подумал, дальше не буду подниматься в гору, мне и тут хорошо, больше мне и не надо). Представили себе эту картину? Какова вероятность что остальные дойдут к пику горы?
Вопрос-а зачем весь поход затевался? Зачем наш альпинист вдохновлял людей? Деньги тратил на снаряжение поездку? Цель то какая была? Дойти до вершины горы? Или сделать массу фотографий на фоне горы и облаков и выложить в сеть?
Всё тоже самое происходит и в бизнесе. Выходя на новый этап развития бизнеса собственнику нужно быть готовым к новым вызовам. Не готов-передай управление тому, кто знает и умеет перевести предприятие на новый этап с минимумом рисков.
Если есть страх потери бизнеса есть два пути:
1. Справится наёмный директор – предложи ему долю в бизнесе. 2. И составь параметры контроля точек роста предприятия и установи мотивацию за их достижение. 3. Контролируй и не мешай. Не хочешь сам развиваться и развивать свой бизнес, так не мешай его развивать тем, кто профессионально умеет это делать.